История храма

ИСТОРИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

О ЦЕРКВИ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В СЕЛЕ БОГОРОДСКОЕ–КРАСКОВО

XVII – XIX вв.

М О С К В А

1991 г.

Церковное место во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в селе Красково известно с XVII века.

Впервые Красково (современное название посёлка) упоминается в начале XVII века, а именно в писцовых книгах 1623-1624 гг. как «пустошь Черленикова, а Краскова тож», которая в 1615 году принадлежала к деревне Малышевой с другими пустошами Малаховой и Опариной и находилась во владении трёх помещиков: князя Михаила Ростовского, Якова Стромилова и Андрея Горохова, а позже Саввы Тараканова. В 1615 году деревню Малышеву с пустошами покупает Фёдор Краснов. В 1632 году его жена вдова Матрёна Краснова продает свою вотчину князю Якову Михайловичу Милославскому, а от последнего в 1636 году – князю Андрею Андреевичу Голицыну.

При князе Василии Андреевиче Голицыне на пустоши КРАСКОВА были поселены крестьяне и она стала называться деревней, а близ деревни была построена церковь деревянная во имя Владимирской иконы Божией Матери, отсюда новое поселение стало называться селом БОГОРОДСКИМ.

Первое упоминание о деревянном храме в селе Богородском-Краскова мы находим в приходской книге Патриаршего Казённого Приказа за 1649 год по книгам Вохонской десятины: «… прибыла вновь церковь Владимирской Пресвятыя Богородицы Обарниче стану на речке Пехорке в вотчине стольника князя Василия Андреевича Голицына дани 3 алтына 5 денег заезда гривна…».

В 1657 году дочь князя В.А. Голицына княжна Ирина Васильевна выходит замуж за князя Юрия Петровича Трубецкого, которому «в приданое отдается село Богородское, Краскова тож».

В отказной книге за 1672 год в селе Богородском упоминается «… церковь деревянная шатровая во имя Сретения Пресвятыя Богородицы Владимирския, а в церкви образы, и книги, и на колокольне колокола и всякое церковное строения вотчинниково, у церкви поп Михей».

В приход Владимирской церкви села Богородского входили двор боярский и дворы кабальных людей в селе, а также 9 крестьянских дворов в деревне Красковой с 27 человеками.

В 1681 году село Богородское с деревней Красковой по раздельной записи досталось князю Юрию Юрьевичу Трубецкому, у которого во владении по записи 1704 года оказались дворы: вотчинников, приказчиков, скотный, конюшенный и 10 дворов крестьянских, переведенных из деревни Красковой (с этого времени село Богородское и деревня Краскова существуют как одно поселение, а именно, село «Богородское, Краскова» или «Богородское-Краскова»). После князя Ю.Ю. Трубецкого селом Богородским владеют сын – Никита Юрьевич в 1755 году, а в 1781 году внук князя Василий Никитич Трубецкой.

По документам Московской Синодальной Конторы за 1773 год известно, что вдова князя Н.Ю. Трубцкого княгиня Анна Даниловна Трубецкая просила о выдаче нового антиминса «во Владимирскую села Богородского, Краскова тож церковь Вохонской десятины в ее вотчину», который был выдан преосвященным епископом Крутицким Самуилом.

В июне 1774 года Синодальная контора дозволила тело умершей княгини А.Д. Трубецкой после отпевания в Чудове монастыре перевезти в село Богородское, Краскова «и там при церкви погрести…».

В марте месяце 1781 года полковник, князь В.Н. Трубецкой просил архиепископа Московского и Калужского Платона (Левшина) разрешить вместо ветхой деревянной церкви во имя Владимирской иконы Богородицы с приделом Святителя Николая, «которая от давнего построения пришла в крайнюю ветхость», построить вновь «собственным коштом деревянную ж на каменном фундаменте и в тож именование с двумя приделами Николая Чудотворца и Симеона Богоприимца». На время построения храма, чтобы не лишиться священнослужения, князь В.Н. Трубецкой просит архиепископа Платона разрешить на прежнем Святом престоле и антиминсе служить в одном из покоев деревянного господского дома в селе Богородском-Краскова.

Из справки в Московской Духовной Консистории за 1780 год известно, что при Владимирской церкви показан «священник Федор Сергеев … приходских 64 двора, в них мужеска полу душ 229, женска 236, церковной пашенной и сенокосной земли 33 десятины». Из справки же явствует, что впервые князь В.Н. Трубецкой прошение о построении в Краскове новой деревянной церкви подал в 1779 году, но не представил архиерею план и фасад для освидетельствования Его высокопреосвященством.

Высокопреосвященный Платон строить деревянный на каменном фундаменте храм в селе Богородском-Краскова дозволил лишь с одним приделом и запретил устраивать в доме князя В.Н. Трубецкого домовую церковь, «а требы исправлять священнику и служить в ближайшем селе».

Указ о построении новой деревянной церкви дан в Московской Консистории в июне 1782 года.

Из-за несогласия архиерея благословить строительство при церкви двух придельных храмов и дачи храмозданной грамоты лишь на один придел помещик села Богородского-Краскова не спешил со строительством новой церкви, а благочинный священник в июне 1783 года рапортовал в Консисторию, что «церковь Владимирская Пресвятыя Богородицы … состоит в ветхости и к падению опасна, фундамент кругом огнил, кровлею во многих местах превеликая течь, на святом престоле антиминс ветх … помещик указ (о строительстве) поныне не отдаёт, а отговаривается будто не найдёт где в доме его положил».

По гневной резолюции архиепископа Платона служение в церкви было воспрещено до построения нового храма. При встрече с благочинным помещик сообщил, что собирается строить храм в 1783 году по август, по Богородичный праздник, после личной встречи с Его Высокопреосвященством (архиепископом Платоном).

Новый деревянный храм в селе Богородском-Краскова помещик князь В.Н. Трубецкой так и не построил. Скорее всего он продал своё имение камергеру К.И. Повало-Швейковскому, а в 1795 году владельцем усадьбы числится оберпровиантмейстер И.М. Оланкин, который в свою очередь продаёт село Богородское-Краскова Московского уезда в 1798 году 23 июля коллежскому советнику Ивану Дмитриевичу Орлову.

В 1799 году митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин) даёт благословенную грамоту на построение в селе Богородском-Краскове новой деревянной однопрестольной церкви на каменном фундаменте во имя Владимирской иконы Богородицы.

В 1803 году новая церковь построена, «приличествующим церковным благолепием украшена, утварью снабжена». Подготовленный к освящению храм помещик и надворный советник Иван Дмитриевич Орлов просит «освятить Трёхсвятительскому протоиерею Василию на вновь выданном антиминсе». Указ о освящении храма выдан в Московской Консистории 19 августа 1803 года.

Торжественное освящение вновь построенной деревянной церкви во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы происходит 1 сентября 1803 года, о чём рапортовал Консистории её Член, настоятель храма Трёх Святителей в Старых Огородниках, у Красных ворот протоиерей Василий.

До наших дней, к счастью, в Консисторском деле о строительстве храма в селе Богородское-Краскова Московского уезда Вохонской десятины сохранился подлинный план и фасад деревянной на каменном фундаменте церкви, затребованный митрополитом Платоном от князя В.Н. Трубецкого ещё в 1780-1783 гг., который первоначально так и не был представлен. Судя по этим чертежам, деревянный храм проектировался выдающимся русским архитектором круга Баженова-Казакова и представляет собой уникальную для деревянных храмов композицию объёма классических двухколоколенных ротондальных храмов конца XVIII – начала XIX веков. Богато украшенный деталями фасада на белокаменном подклете (фундаменте) с торжественной открытой лестницей на два всхода напоминает нам решение находящегося недалеко от Краскова выдающегося памятника русской архитектуры Владимирской церкви села Быкова, автором которой предполагают В.И. Баженова.

В феврале 1831 года помещик села Богородское-Краскова и храмоздатель деревянной церкви Владимирской иконы Божией Матери статский советник и кавалер Иван Дмитриевич Орлов просит благословения митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) рядом с выстроенной деревянной Владимирской церковью построить новый каменный храм с колокольней, «для которой материалы имею в довольном количестве уже заготовляются, а к весне и все могут быть выставлены … будет же состоять оная на расстоянии с одной стороны от моего дома в 30 саженях … от крестьянских домов саженях в 40, а от места же настоящей церкви – каменная имеет быть устроена в 6 саженях». К прошению прилагается проект нового каменного храма (план и фасад) на рассмотрение епархиального начальства.

Из клировой ведомости Владимирской церкви за 1828 год узнаём, что «деревянная церковь построена иждивением И.Д. Орлова в 1803 году, состоит в твердости, престол один, по штату и по резолюции митрополита Платона в 1803 году положено причта: священник, дьячёк и пономарь, приходских дворов 51, с населением 420 душ обоего пола, с положенной пропорцией церковной усадебной, пашенной и сенокосной земли».

Настоятелем храма в селе Богородском-Краскове с 1816 по 1848 год был священник Петр Иоаннов Анцеров, окончивший Московскую славяно-греко-латинскую академию в 1811 году и переведенный из другого прихода в Красково архиепископом Московским Августином (Виноградским).

А в приходе Владимирской церкви состояли: село Богородское-Краскова, где находилась усадьба И.Д. Орлова и дворы крестьян, деревня Хлыстова помещика А.Г. Демидова и деревня Малахова купцов Бабкиных.

К сожалению, мы не имеем проекта на постройку нового каменного храма и не знаем имени его автора. Однако, по некоторым косвенным данным можно предположить, что И.Д. Орлов заказал проект известному московскому архитектору Федору Михайловичу Шестакову (1787-1836 гг.). Интересно, что проверяющими проект на построение каменного храма в селе Богородское-Краскова были коллеги и ближайшие сотрудники Ф.М. Шестакова, а именно его учитель архитектор Василий Алексеевич Балашев (1782-1853 гг.) и Николай Ильич Козловский (1791-1878 гг.). Последний в 1827 году совместно с Ф.М. Шестаковым представил в Комиссию по строениям Москвы проект новой колокольни церкви Троицы в Вешнякове. Из проектов церквей, выполненных Ф.М. Шестаковым известны: проект придельного храма Дмитровского Успенского собора (1822 г.), проект трапезного храма с приделами церкви Иоанна Предтечи на Пресне (1828 г.), совместно с В.А. Балашевым проект церкви Параскевы на Пятницком кладбище за Крестом (1829 г.); начал строительство по своему проекту церкви Большое Вознесение у Никитских ворот и колокольни (трапезная построена раньше) в 1831 году, в этом же году строил церковь (колокольню и трапезную) Благовещения на Бережках. Более подробные архивные исследования и изучение аналогов постройки Владимирской церкви в Краскове позволят раскрыть этот аспект истории храма.

Московское губернское правление по просьбе Московской Консистории командировало в село Богородское-Краскова для «освидетельствования назначенного под новую церковь местоположения и грунт земли до известной глубины под основание» губернского архитектора Дмитрия Фомича Борисова (1788-1850 гг.), служившего с 1824 по 1848 гг. московским губернским архитектором.

В марте 1831 года губернский архитектор Д.Ф. Борисов с местным благочинным священником церкви Илии Пророка, что в селе Черкизове освидетельствовали «… место Московского уезда в селе Богородском, Краскове, под выстройку вновь вместо деревянной – каменной холодной церкви с колокольней во имя Владимирской Богородицы и оказалось – грунт земли до твердого материка имеющее песчано-каменистый, глубиной до 3 аршин. Построение церкви будет производимо на крепостном владении, собственным иждивением его господина Орлова, звон на колокольне предполагается до 50-ти пудов, местное положение приличное и от жилого поселения в безопасном расстоянии».

Как выше уже отмечалось, в техническом отношении постройка была одобрена в Комиссии для строений Москвы в апреле 1831 года архитекторами Козловским и Балашевым и «фасад, план и профиль … рассмотрены и оказались приличными … Комиссия постройку из лучших материалов с каменными сводами с железными связями и укреплениями знающими мастерами под наблюдением опытного архитектора дозволяет».

Не дождавшись храмозданной грамоты на построение каменной Владимирской церкви, помещик и ктитор Иван Дмитриевич Орлов без разрешения епархиального начальства просил священника Петра Иоаннова Анцерова отслужить на месте будущего строения молебен с водоосвящением 21 мая 1831 года, после чего немедленно начал строительство храма без разрешительных документов. Благочинный в июне 1831 года докладывал в Консисторию, что «… с 21 мая сооружается каменная церковь, так что уже своды алтаря и трапезы совершены…».

За нарушение установленных правил митрополитом Филаретом (Дроздовым) запрещено священнику села Богородского-Краскова церкви Владимирской иконы Богородицы священнослужение в приходе и исправление церковных треб. Отец Пётр Анцеров обязался подпиской во исполнение указа митрополита (9 мая 1831 года). Свою вину перед церковным начальством ктитор, помещик села Краскова И.Д. Орлов объяснял стремлением побыстрее освятить обещанный им к построению храм: «так как одержим каменной болезнью и к тому же в преклонных годах и по сделанному обещанию Владимирской Богородицы вновь храм каменный … покамест жив при селе в новом месте соорудить».

После того, как И.Д. Орлов передал в собственность Владимирского причта свою землю в количестве 57 кв. сажень на построение новой каменной церкви, в августе 1831 года митрополит Филарет разрешил и благословил постройку храма по апробированным планам, фасадам и профилям.

Окончательное строительство храма, неправильно датированное в клировых ведомостях 1831 годом, было завершено к 1832-1833 годам. Освящение храма можно датировать по заголовку уничтоженного в советское время консисторского дела за 1833 год сентябрь месяц: «Об освящении в селе Богородском, Краскове тож каменной церкви».

По клировой ведомости Владимирской церкви села Богородского-Краскова за 1848 год имеем следующие сведения: «Построена в 1831 году тщанием помещика И.Д. Орлова, зданием каменная с таковою же колокольнею, крепка, на которую план и фасад есть и хранится в ризнице, престол один во имя Владимирской Пресвятой Богородицы, утварью достаточна». В 1848 году на место о. Феодора Анцерова по резолюции митрополита Филарета рукоположен окончивший Московскую Духовную семинарию Егор Тимофеев Смирнов. Всего в приходе Владимирской церкви в 1848 г. числится приходских 62 двора с населением 491 душа. Кроме села Богородского, принадлежащего сыну И.Д. Орлова штаб-ротмистру Сергею Ивановичу Орлову, в приход входят по-прежнему деревни Хлыстова (И.Н. Кожина) и Малахова (купца Бабкина).

По опекунским документам над детьми С.И. Орлова, датированными 1851-1858 гг. узнаём, что С.И. Орлов и его жена Ольга Константиновна Орлова летом всегда проживали в усадьбе Богородское Московского уезда. После их смерти в 1850 году наследники разделили имение и село досталось на часть старшему сыну штабс-капитану Константину Сергеевичу Орлову, по раздельной записи 1858 года.

К сожалению, та часть документов опеки над детьми С.И. Орлова, содержащая подробную перепись как самого имения в селе со всеми усадебными постройками, так и Владимирской церкви, в настоящее время исследователям не выдаётся (дела без переплёта, в плохом состоянии). В подробных отчетах опекунов, в том числе и по Красковскому имению, упоминаются прибыльные сдаваемые в аренду оранжереи с фруктовыми растениями, крупный рогатый скот на скотном дворе, мукомольная мельница на речке. Причту выдавалось жалование по расходному расчету около 144 рублей 85 копеек серебром в год. Отдельно выдавалась плата за сугубые молебны в помещичьей усадьбе.

В 1852 году на средства опекунов ремонтируются пришедшие в ветхость дома священника и причетников.

В 1894 году решено было пристроить с южной и северной сторон Владимирской церкви два придельные храма. Проект был заказан известному московскому архитектору Александру Степановичу Каминскому (1829-1897 гг.). В настоящей работе представлен чертеж фасада Владимирского храма, позволяющий представить внешний облик построенной И.Д. Орловым церкви в 1831-1833 гг.

Каминским же был подготовлен дошедший до нашего времени проект перестройки колокольни Владимирской церкви в Краскове 1895 года, одобренный Строительным отделением Московского губернского правления 28 марта 1895 года в составе комиссии известных московских архитекторов П. Самарина, Н. Какорина и А. Вейндценбаума. В проекте основные объемы колокольни оставались в виде 1831-1833 годов, только верхний ярус колокольни с устремленным вверх шпилем, по мнению А. Каминского, соответствовал новому облику перестроенного основного здания храма.

От К.С. Орлова в 1890-х годах усадьба при селе Богородское-Краскова переходит во владение князя Андрея Сергеевича Оболенского, который и пригласил архитектора А.С. Каминского, автора замечательных памятников русской архитектуры конца XIX века доходных домов, церквей, деревянных дач. 6 марта 1895 года священник Сергей Смирнов просит Преосвященного Нестора епископа Дмитровского разрешить расширенную и благолепно украшенную Владимирскую церковь в селе Богородском-Краскове поправить «ремонтировкой» колокольни: «верхний ярус колокольни пришёл в ветхость и его следует заменить новым». Также на средства храма был устроен новый колокол, не помещающийся в верхнем открытом ярусе старой колокольни. В паперти колокольни предполагалось устройство кладовой для церковной утвари. Преосвященный Нестор разрешил устройство нового яруса колокольни по присланным проектным чертежам А.С. Каминского (указ от 19 апреля 1895 года).

Из уничтоженного дела узнаём, что в 1908 году с разрешения Московской Духовной Консистории приходское кладбище Владимирской церкви села Богородское-Краскова было обнесено каменной оградой.

Таким образом, можно выделить следующие этапы строительных работ по Владимирской церкви:

  • 1649 год – построена первая деревянная шатровая церковь с колокольней на средства В.А. Голицына.
  • 1779-1783 гг. – В.Н. Трубецкой просит разрешения митрополита Платона (Левшина) построить новую деревянную церковь на каменном фундаменте (не осуществилось).
  • 1799-1803 гг. – постройка деревянной на каменном фундаменте церкви на средства И.Д. Орлова.
  • 1831-1833 гг. – строительство и освящение новой каменной церкви по проекту архитектора Ф.М. Шестакова (?) на средства И.Д. Орлова.
  • 1894 год – пристройка двух придельных храмов с севера и юга настоящей церкви по проекту архитектора А.С. Каминского.
  • 1895 год – надстройка верхнего яруса колокольни по проекту архитектора А.С. Каминского на средства князя А.С. Оболенского.

В 1932 г. храм был закрыт. Внутреннее убранство храма, иконы, утварь расхищены и уничтожены. Впоследствии завершение купольной ротонды и ярус звона колокольни снесли. На колокольне установили водонапорный бак.

До 50-х годов XX века здание храма использовали под сельскохозяйственные нужды.

Храм перестраивался под совхозный клуб и библиотеку, работал в таком качестве до 1988 года, когда в год Тысячелетия принятия Христианства на Руси был закрыт.

В 1990 году приход храма возглавил иерей Михаил Алексеевич Лебедев, начались восстановительные работы, богослужения были возобновлены в декабре 1990 г. под Рождество Христово. Храм получил другое наименование — в честь Владимирской иконы Богоматери.

17 декабря 1992 года был официально зарегистрирован приход Владимирского храма в пос. Красково.

В 1992—1998 гг. установлены завершения купольной ротонды и нижнего яруса колокольни (ярус звона не восстановлен), изготовлены и установлены иконостасы. При храме начала действовать воскресная школа для детей и взрослых, занятия в которой проводил чтец Николай Алексеевич Лебедев.

После кончины чтеца Николая Алексеевича Лебедева Воскресная школа прекратила занятия, но в 2006 год она вновь она вновь открыла свои двери. Организатором выступила Лукичёва Марина Вячеславовна, первые занятия провела Балакина Любовь Николаевна, которая впоследствии была директором Воскресной школы до начала 2020 года.

В 2010 году в храме проводился ремонт, а уже в 2011 году в храме были произведены масштабные работы по замене полов на новые деревянные.

15 марта 2014 года, по благословению митрополита Ювеналия, архиепископ Можайский Григорий совершил великое освящение Владимирского храма в Красково в сослужении благочинного церквей Люберецкого округа протоиерея Димитрия Мурзюкова, настоятеля храма протоиерея Михаила Лебедева, благочинных Видновского, Подольского и Чеховского церковных округов, священнослужителей Люберецкого благочиния.

29 марта 2015 года были освящены и установлены на верхний ярус восстановленной колокольни колокола (пять маленьких и один большой), изготовленные по старинным технологиям в Московской мастерской Ильи Дроздихина благодаря благотворителям – прихожанам, директору автошколы Вячеславу Вячеславовичу Максимычеву и Администрации пос. Красково. Впервые за много лет жители Красково услышали колокольный благовест, звоны и перезвоны.

В ноябре 2015 года на территории храма были завершены строительство и отделка здания Воскресной школы «Незабудки», оно было освящено и начались регулярные занятия с детьми.

17 февраля 2020 года настоятелем храма был назначен иерей Артемий Юрьевич Хрипунов. Директором Воскресной школы «Незабудки» была назначена Людмила Станиславовна Навроцкая.

6 сентября 2020 года во Владимирском храме прошли торжества, посвящённые 30-летию возобновления приходской жизни. В этот день Божественную литургию возглавил епископ Луховицкий Пётр. Его Преосвященству сослужили благочинный Люберецкого церковного округа священник Вячеслав Новак, настоятель Владимирского храма священник Артемий Хрипунов, духовенство Люберецкого благочиния. За богослужением молились первый заместитель председателя Совета депутатов городского округа Люберцы А.Л. Шлапак, председатель Общественной палаты городского округа Люберцы П.М. Ульянов, прихожане и паломники. Церковные песнопения исполнял молодёжный хор Люберецкого благочиния под руководством регента М. Ганиной. По окончании богослужения Владыка Пётр передал собравшимся благословение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и вручил епархиальные награды: протоиерей Михаил Лебедев был удостоен медали «За труды по восстановлению порушенных святынь» III степени, благословенными грамотами награждены прихожане храма.

В 2021 году в храме были установлены точечное освещение иконостаса и алтаря, а также смонтировано звукоусилительное оборудование.

23 ноября 2021 года настоятелем храма был назначен иерей Игорь Васильевич Крикота.

В 2021-2022 годах открыты страницы прихода в социальных сетях, где публикуются все новости о жизни прихода, расписания богослужений, организован приём записок на совершение молебнов, производится сбор пожертвований. Также начал свою работу Дискуссионно-просветительский и краеведческий клуб прихода «Мой край», на базе которого регулярно проводятся лекции на духовную и краеведческую тематики, встречи с интересными людьми сферы культуры и искусства.

В 2022 году на собираемые пожертвования прихожан заменены на написанные в русском стиле иконы свт. Николая Чудотворца, пророка и Предтечи Господня Иоанна, вмч. Георгия Победоносца, продолжается обновление икон в киотах, собираются пожертвования на обновление икон в иконостасах – замена печатных на написанные.

Ко всем иконам в храме и ковчегу с мощами изготовлены и размещены памятки с молитвами.

Численность воспитанников Воскресной школы «Незабудки» достигла 65 человек.

В храме богослужения и молебны стали совершаться практически ежедневно, численность прихожан значительно увеличилась.

В храме и воскресной школе ведётся модернизация инженерных сетей, закуплено и введено в эксплуатацию профессиональное оборудование для приходской пекарни, где пекут просфоры. Для занятий в Воскресной школе установлено современное аудиовидеооборудование, на всей территории храма запущен беспроводной доступ в сеть «Интернет», начаты трансляции в сети «Интернет» праздничных богослужений, создано цифровое хранилище данных прихода, модернизированы охранные системы.